Сонковская средняя
общеобразовательная школа

ПИСЬМО от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОРКСЭ

ПИСЬМО

от 8 июля 2011 г. N МД-883/03

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОРКСЭ

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и с целью оказания методической поддержки Минобрнауки России направляет методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса.

 Заместитель Министра

М.В.ДУЛИНОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАТОРОВ ВВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО

УЧЕБНОГО КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации введения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный курс).

Апробация комплексного курса в настоящее время осуществляется в 21 субъекте Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного курса, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р.

Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Материалы подготовлены на основе вопросов, наиболее часто поступающих в адрес органов управления образованием, СМИ, учреждений, оказывающих методическую поддержку.

 1. Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе? Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии?

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В действующих федеральных законах, нормативных правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует юридически формализованное понятие "конфессия". Глава II Закона определяет две организационные формы религиозных объединений и разграничивает их правовой статус: религиозные организации (структура, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица) и религиозные группы (община, создаваемая без образования юридического лица).

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

 

2. Почему изучение религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной школы? Как соотносится преподавание религиозных культур с содержанием образования, его целями и задачами?

С сентября 2011 года начнется введение в школах образовательных стандартов нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Согласно ПриказуМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

 3. Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

 4. Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла?

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

 

5. Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и другое)?

Группой разработчиков выработаны согласованные структура и примерная программа курса, они не скрывают и не нивелируют разнообразие и множественность мировоззренческих взглядов и представлений. Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе. Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.

Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия.

 6. Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули?

Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков - общее для всех модулей. На 31 - 34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения.

Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия", приуроченного к государственному празднику - Дню национального единства, проводимому 4 ноября. По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.

Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики", будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи: 1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения; 2) выстраивания системы межпредметныхсвязей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами; 3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс; 4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.

 7. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?

В соответствии с пунктом 3 статьи 15